Например, в течение весны 2020 года беларуские банки пришли к перестройке процессов по работе с клиентами. Ряд игроков банковского сектора запустил безопасное для здоровья, удаленное открытие счетов и обеспечил бесконтактную доставку документов. С одной стороны — это отличный маркетинговый ход, с другой — демонстрация ответственности за клиента.
За эти усилия представители беларуского бизнеса получили престижную награду в рамках международной банковской премии.
Беларуский Альфа Банк стал лауреатом премии Euromoney Awards for Excellence в номинации Excellence in Leadership Awards — за реакцию на COVID-19. Жюри оценило простую систему отсрочек по кредитам с возможностью весь процесс провести онлайн. Также эксперты отметили, что предприниматели могут открыть счёт в банке не выходя из дома, а документы им доставляют бесконтактно.
Еще в Альфа-Банке запустили программу «Кредитные каникулы». Если в жизни кредитополучателя возникли трудности (остался без работы или доход уменьшился больше чем наполовину), можно в течение 2 месяцев не вносить платежи по основному долгу, а проценты банк возьмет по минимальной ставке — 0,1% годовых.
Банк подробно описал, кто может рассчитывать на каникулы по кредиту: например, кредит должен быть оформлен не позже 30 марта этого года, а по кредиту не должно быть просроченной задолженности. Кредитные каникулы не распространяются на такие продукты банка, как «Красная карта», «Покупка частями» и «Овердрафтный кредит к текущему счету».
“Белагропромбанк” усовершенствовал свои финансовые услуги с учетом пандемии. Так, развитию каналов дистанционного банковского обслуживания был назначен еще более высокий приоритет. Ряд услуг позволил клиентам, не выходя из дома, проводить необходимые финансовые операции: оформлять кредиты, вклады, банковские карты, переводы денежных средств внутри страны и за рубеж, совершать платежи и т.д.
Банк предоставил физлицам возможность воспользоваться «кредитными каникулами» – переносом сроков платежей по кредиту или уплате процентов за пользование им. Для корпоративных клиентов — за счет ресурсов Национального банка разработаны новые условия кредитования.
Для поддержки малого бизнеса банк сохранил в своем пакете услуг кредитные предложения на покупку товаров отечественных производителей и на финансирование нужд личных подсобных хозяйств.
В конце марта БПС-Сбербанк предоставил клиентам возможность решать все задачи прямо из дома или офиса. Посещать отделение банка стало необязательно. Все финансовые вопросы предложили решать в онлайне. Скажем, открыть и зарезервировать счет стало возможно прямо на сайте банка. На этот счет контрагенты клиента могут перечислять деньги и они будут храниться в течение 10 дней, пока счет не будет официально оформлен. Но и здесь банк помогает оставаться дома – менеджер может приехать с документами к клиенту в офис или на дом.
БПС-Сбербанк также предложил открыть обезличенно депозит, текущий счёт, оформить страховку, сделать денежный перевод и многое другое.
В начале апреля банк БелВЭБ расширил возможности дистанционного банковского обслуживания. У физлиц появилась возможность воспользоваться новым мобильным приложением UP, а также web-версией belveb24.by, где стали доступны бесплатное открытие текущих счетов и выпуск виртуальной карточки, переводы денежных средств, открытие, пополнение и отзыв депозитов банка, получение онлайн-кредитов на карточку банка; дальнейшее погашение кредитов, выданных банком и т.д.
Банк также запустил онлайн-сервис, позволяющий отправлять денежные переводы, не выходя из дома, с использованием платежной карточки любого беларуского банка, в любую страну мира в режиме 24/7.
В рамках информационной поддержки БелВЭБ выступил генеральным партнером проекта «Ковидономика Беларуси». Это проект Центра экономических исследований BEROC, реализуемый при участии Бизнес-школы ИПМ, Исследовательского центра ИПМ и SATIO при поддержке Шведского агентства по сотрудничеству в области международного развития Sida. Он предоставляет актуальные данные по социально-экономическому развитию Беларуси во время пандемии COVID-19.
В деятельности беларуских банков в условиях COVID есть хорошие примеры соблюдения бизнесом прав человека. Бизнес и права человека — это отношения между значимой системой — бизнесом — и «маленьким человеком»: работником, клиентом, местными сообществами, которые возникают непосредственно в процессе извлечения прибыли. Сегодня стандарты прав человека закрепляются юридически.
В рамках логики бизнеса и прав человека и due diligence, т.е. должной осмотрительности, бизнес должен максимально учитывать права клиентов и работников. Когда возникли новые обстоятельства, банки под них быстро подстроились.
Обеспечение бесконтактных процедур — это пример сохранения права на максимально достижимый уровень здоровья, причем и клиентов, и работников.
Я, к сожалению, не знаю деталей, как были реализованы процедуры кредитных отсрочек, но сама логика — кредитной отсрочки и упрощенной процедуры, когда это касается физлица, в т.ч. предпринимателя, — это пример поддержки права человека на достойный уровень жизни.