1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 203-84-34

Медиагалерея

«Тихая война», или Как санкции разрушают страны

Виртуальный фестиваль 2020

Спорт и Белагропромбанк

Мы в социальных сетях

ГлавнаяНовостиОсобенности организации работ в холодный период года
06 ноября 2024

Особенности организации работ в холодный период года

Во многих организациях в холодный период года работы выполняются на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, что вызывает для работающих потенциальный риск заболеваний и серьезных травм от пониженных температур.

В холодный период года отмечается рост количества простудных заболеваний, несчастных случаев, связанных с падением работников при перемещении по скользким участкам территории, дорожно-транспортных происшествий, связанных с состоянием дорог и проездов. Кроме того, в этот период года отмечается рост количества пожаров и возгораний из-за неисправного состояния печей, применения для обогрева электрических отопительных устройств. Воздействие холода на человека приводит и к снижению производительности труда.

Справочно:    холодный период года — промежуток времени, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10 °C и ниже (абз. 7 п. 2 СанПиН № 33).

Наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям законодательства об охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.

Во многих организациях для подготовки к осенне-зимнему периоду разрабатывается соответствующий план. Это один из немногих полезных документов, который при правильном и серьезном подходе к его разработке позволяет встретить во всеоружии холодный период года.

Порядок организации работы на открытом воздухе

Этап 1. Проведение медицинских осмотров и информирование работников.

Работников, привлекаемых к работам на открытом воздухе, а также в неотапливаемых помещениях при температуре воздуха на 8 °С и более ниже допустимого значения, должны направлять для прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (в соответствии с п. 4.7 приложения 1 к постановлению № 74).

Справочно: среднесуточная температура наружного воздуха — средняя величина температуры наружного воздуха, измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени, которая принимается по данным метеорологической службы (абз. 5 п. 2 СанПиН № 33).

Перед началом трудового процесса работающие, которые будут выполнять работы на холоде, должны быть проинформированы о влиянии холода на организм и мерах предупреждения охлаждения.

При физической нагрузке переохлаждение организма может вызывать значительные изменения частоты сердечных сокращений, нарушение микроциркуляции крови в тканях, снижение температуры кожи вплоть до обмораживания. Длительная работа приводит к изменениям иммунной системы, снижению защитных механизмов, обострению не только хронических легочных, но и сосудистых, эндокринных заболеваний.

То есть степень охлаждения организма, а следовательно, и риск развития заболевания зависят от сочетанного воздействия метеорологических факторов (температуры, скорости движения и относительной влажности воздуха), теплозащитных свойств одежды и обуви, средств индивидуальной защиты (СИЗ), продолжительности пребывания работника на открытом воздухе.

Этап 2. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Работники бесплатно обеспечиваются специальной одеждой и обувью в соответствии с Инструкцией № 209 и типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ для соответствующих профессий.

При этом теплая спецодежда и спецобувь подбираются с учетом профессии. Например, для защиты рук от холода при температурном режиме ниже 5 °C под защитные рукавицы рекомендуется надевать шерстяные перчатки; ниже -20 C — меховые рукавицы.

От переохлаждения при постоянной работе в условиях низких температур рекомендуется валяная обувь с утепленной подошвой либо кожаная обувь с влагозащитной пропиткой, вкладышем-утеплителем и вкладной утепленной стелькой.

Ситуация: По нормам бесплатной выдачи СИЗ согласно постановлению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110 работникам организации (уборщикам территории) на зиму положены валяная обувь и галоши. В связи с изменением климата и достаточно теплой и дождливой зимой работники отказываются от получения валенок.

Можно ли вместо валенок выдать работникам зимние ботинки (полуботинки) кожаные утепленные? Если такая замена возможна, то с кем наниматель должен согласовать такую замену, если организация частная и в ней нет профсоюза?

В соответствии с п. 8 Инструкции № 209 в отдельных случаях наниматель имеет право, исходя из особенностей производства (выполняемых работ), характера и условий труда, по согласованию с профсоюзами заменять один вид СИЗ, предусмотренный типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками.

Замена валенок на ботинки (полуботинки) кожаные утепленные возможна, в т.ч. если соблюдается маркировка СИЗ по защитным свойствам.

В случае отсутствия профсоюза наниматель самостоятельно принимает решение по замене СИЗ.

Если типовыми нормами не предусмотрена выдача работникам СИЗ для работы на холоде, а работника направляют выполнять такие работы, то нужно дополнить соответствующие нормы организации средствами защиты от холода.

Однако защитить человека от переохлаждения (особенно при низких температурах) с помощью одной лишь одежды невозможно по причине малой эффективности утепления стоп и кистей, а также в связи с охлаждением лица и органов дыхания. Применение специальной одежды не отменяет необходимости перерывов на обогрев.

Иными словами, нужен комплекс мер, направленных на защиту работника на открытом воздухе в холодный период.

Этап 3. Действия работника по предупреждению переохлаждений и обморожений.

Меры, принимаемые работодателем по сохранению здоровья и безопасности труда, дадут более высокий результат, если они будут дополнены действиями со стороны работающих по соблюдению требований по охране труда, обусловленных низкими температурами в этот период года.

Переохлаждение и обморожение — похожие понятия, но они имеют некоторые различия.

Переохлаждение организма — это общее состояние человека, когда на всю его поверхность тела воздействует холод, а температура тела при этом падает ниже 35 °C. Длительное влияние низких температур приводит к замерзанию, функции организма угнетаются, а при длительном воздействии холода и вовсе угасают.

Обморожение (отморожение) — повреждение тканей организма под воздействием холода. Обморожение представляет собой повреждение какой- либо части тела (вплоть до омертвения) под воздействием низких температур. Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже -10 °С. При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение возможно даже осенью и весной.

Этап 4. Организация обогрева и кратковременного отдыха работников.

Для защиты от переохлаждения работников на открытых площадках и в неотапливаемых производственных помещениях необходимо организовать обогрев и кратковременный отдых работников во время регламентированных перерывов. Режим обогрева, частоту и длительность регламентированных перерывов нужно устанавливать в зависимости от температуры воздуха и тяжести труда.

Рекомендуются следующие режимы регламентированных перерывов:

  • от 0 до -10 °С — перерыв 10 мин в середине первой и второй половины рабочей смены (всего два);
  • от -11 до -20 °С — перерыв 10 мин через каждые 1,5 ч;
  • от -21 до -25 °С — перерыв 10 мин через каждый час;
  • от -26 до -30 °С — перерыв 15 мин через каждый час.

При морозах ниже -30 °С работы желательно прекратить.

Порядок организации регламентированных перерывов должен быть прописан в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и (или) в коллективном договоре. Дополнительные специальные перерывы предоставляются наряду (а не вместо!) с перерывом для отдыха и питания в течение рабочего дня и включаются в рабочее время.

При составлении такого раздела в ПВТР нанимателю можно руководствоваться Методическими рекомендациями.

Таким образом, в ПВТР или коллективном договоре нанимателю следует:

  • установить виды работ, при выполнении которых предусмотрены дополнительные специальные перерывы;
  • установить продолжительность такого вида перерывов;
  • указать температурные условия, при которых работникам предоставляются дополнительные специальные перерывы;
  • установить частоту (периодичность) предоставления работникам такого вида перерывов;
  • при необходимости определить содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).

Оптимальная длительность одного перерыва на отдых составляет для работников большинства массовых профессий не менее 10 мин. При меньшей длительности недостаточно восстанавливается работоспособность, а при слишком длинных — нарушается рабочая установка.

Этап 5. Обеспечение безопасности при эксплуатации техники.

Эффективная и надежная эксплуатация техники в зимних условиях требует выполнения в полном объеме и качественно всех операций осенне-зимнего сезонного обслуживания в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей и требованиями технических нормативных правовых актов на применяемые жидкости, масла и запасные части, а также применение систем и устройств, обеспечивающих надежный запуск и работу двигателей и всех систем транспортного средства.

С водителями необходимо провести сезонный инструктаж по правилам безопасной эксплуатации техники в холодный период года, поскольку невыполнение этих требований может стать причиной аварии, дорожно-транспортного происшествия, несчастного случая.

Этап 6. Выполнение работ по эксплуатации зданий и сооружений.

В зимний период года особое внимание должно быть уделено безопасному проведению работ по очистке крыш и карнизов от снега и льда. Для этого нужно выполнить целый комплекс подготовительных работ:

  • подготовить инструмент для выполнения работ;
  • подготовить средства защиты работников от падения с высоты;
  • подготовить ограждающие средства;
  • при наличии подготовить мобильные подъемные рабочие платформы для выполнения работ.

Данные работы необходимо выполнять по наряду-допуску с соблюдением требований безопасности и под руководством лица, ответственного за безопасное выполнение работ.

Этап 7. Перемещение в условиях гололеда.

Серьезную проблему в холодный период года представляет гололед. Работника при гололеде подстерегают три опасности: он сам может поскользнуться и упасть, или на работника может что-то упасть, или на него может быть совершен наезд транспортного средства. При падении возможны переломы костей рук, ног, травмы головы (сотрясение или ушиб головного мозга), ушибы таза.

Самое лучшее в этой ситуации — исключить наличие гололеда. Но если такое невозможно, то для профилактики травматизма при гололеде необходимо выполнять следующие правила безопасности:

  • использовать нескользящую специальную обувь, передвигаться осторожно, ступая на всю подошву, при ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны;
  • быть внимательным при ходьбе, смотреть под ноги, стараться обходить опасные места (но не по проезжей части!). Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигаться по ней следует как лыжник, небольшими скользящими шажками;
  • при проходе по проезжей части дороги необходимо быть предельно внимательным, не торопиться, тем более не бегать;
  • при передвижении вблизи зданий и сооружений необходимо не только смотреть под ноги, но и обращать внимание на наличие свисающих сосулек, так как падающие с карнизов домов и водосточных труб огромные сосульки и куски льда могут нанести серьезную травму;
  • необходимо научиться правильно падать. Если работник поскользнулся, ему следует сразу присесть, чтобы снизить высоту падения.

В момент падения надо сжаться (напрячь мускулы), а коснувшись земли, перекатиться, чтобы смягчить силу удара.

Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга;

  • при падении не следует пытаться спасти вещи, которые были в руках;
  • прежде чем подняться, необходимо убедиться, что нет травм;
  • при получении травмы следует попросить помощи у других людей и обязательно обратиться к врачу за оказанием медицинской помощи.

Документы:

Санитарные нормы и правила «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 30.04.2013 № 33 (СанПиН № 33).

Постановление Минздрава Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих» (постановление № 74).

Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (Инструкция № 209).

Методические рекомендации по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2005 № 125 (Методические рекомендации).

Карта сайта