Василий Павлович – инкассатор, а значит, человек в высшей степени дисциплинированный, ведь специфика его работы подразумевает ответственность не только за собственную жизнь, но и за безопасность коллег. В один из трудовых дней он находился в резерве, когда единственной задачей сотрудника на протяжении 12 часов рабочего времени являлось ожидание распоряжений старшего инкассатора на случай проблем у бригад, занимающихся инкассацией. В основном ожидание вызова проходило в комнате отдыха. Василий перекусил, выпил кофе, подошел к окну и сильно закашлялся. Что вызвало кашель – неизвестно, но из-за него инкассатор неловко шагнул и упал. Секундная неосторожность обернулась страшной бедой – тяжелой черепно-мозговой травмой. Для специального расследования несчастного случая была создана комиссия под руководством главного государственного инспектора отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда.
Согласно заключению учреждения здравоохранения, причиной травмы было падение пострадавшего с высоты собственного роста. Однако главный государственный инспектор труда предположил, что приступ кашля, спровоцировавшего падение, вызвал именно стаканчик кофе. В итоге в заключении государственного инспектора значилось, что несчастный случай носит непроизводственный характер, и пострадавший во время получения травмы не выполнял поручения нанимателя.
В работе комиссии принимала участие и технический инспектор труда профсоюза банковских и финансовых работников Елена Римашевская. У нее было особое мнение по данному вопросу. Профсоюзный техинспектор считала, что травмированный работник как раз выполнял свои служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией инкассатора, находящегося в резерве: он был на территории нанимателя и ожидал распоряжения непосредственного руководителя.
– Пил ли пострадавший чай или кофе непосредственно перед тем, как получить травму, было ли это причиной падения – медицинским заключением не доказано. Доказанным является лишь то, что причина травмы – это падение с высоты собственного роста. А употребление пищи, воды, чая или кофе во время ожидания распоряжений не мешает ждать этих самых распоряжений и не запрещается ни одним нормативным актом организации – нанимателя, – пояснила Елена Римашевская.
Светлана Яковлевна, жена и законный представитель пострадавшего, получила на руки акт о непроизводственном случае, ознакомилась с выводами комиссии и решила защищать законные права мужа в судебном порядке. За юридической помощью в составлении документов в судебные инстанции она обратилась в правовую и техническую инспекции профсоюза банковских и финансовых работников.
Суд рассмотрел дело по существу и удовлетворил требование о признании травмы производственной. При этом апелляционная жалоба Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда и апелляционный протест прокуратуры была оставлена без удовлетворения, так что справедливость восторжествовала, и уже в текущем месяце будет проведено повторное расследование несчастного случая на производстве.
Если вы понимаете, что ваши законные права нарушены – обращайтесь в суд, а предварительно зайдите в юридическую службу своего профсоюза. Правовой (технический) инспектор разъяснит, насколько ваши требования соответствуют действующему законодательству, и при необходимости поможет в составлении документов для обращения в суд.
Кристина СМОЛЬЯНОВА
Фото из открытых интернет-источников